Чтобы откат был безотказным: как не напороться на упоротых мастеров
- С чего начать
- Полотно откатных ворот
- Изготовление полотна ворот
- «Сердце» конструкции
- Откатные ворота своими руками правильно
- Как ворота соберете, так они и поедут
- Правила пользования откатными воротами
Откатные ворота – как часовой механизм: любая некачественная деталь снизит их работоспособность. Прочность цепи равна прочности самого слабого звена: самый мелкий компонент или незначительный на первый взгляд элемент влияет на прочность и долговечность ворот.
И даже самая элитная фурнитура не спасет, если ее установить на кривой фундамент и нагрузить коряво сваренной рамой. Изготовление хорошего продукта требует комплексного подхода к качеству составляющих.
«Если какая-нибудь часть машины может быть смонтирована неправильно,
всегда найдется кто-нибудь, кто так и сделает»
(5 Закон Мерфи в машиностроении)
Любители халявы всегда наступают на грабли «Найду дешевле»
Наш герой еще не знает, что его ждет. Результат несколько разочарует клиента, если, конечно, он не любитель летающих бегемотов. Вы тоже испытаете боль, если пустите создание ворот на самотек или доверите это дело кому попало.
Откатные ворота своими руками. С чего начать
Из всех типов откатных ворот остановимся на воротах консольного типа. Их основа – ролики, по которым ездит несущий профиль, само полотно ворот висит в воздухе. Это удобный и прогрессивный вариант – у них нет ограничения по высоте и не нужно регулярно чистить рельс от грязи и/или снега.
Я расскажу, как правильно сделать откатные ворота своими руками. Вопреки сложившемуся мнению, установка ворот довольно проста, не сложнее сборки мебели из IKEA. Основная сложность – это подготовительные работы: расчет ширины проезда, залив фундамента, сварка полотна, подбор качественной фурнитуры и надежного привода.
Даже если вы не собираетесь изготавливать и ставить ворота самостоятельно, знания позволят контролировать работников, прораба, получить в итоге качественное изделие и грамотно выполненную работу.
Для наглядности – схема откатных ворот:
1 – полотно ворот; 2 – направляющий профиль; 3 – роликовые платформы (каретки); 4 – ролик конечный; 5 – улавливатель нижний; 6 – верхний улавливатель; 7 – верхняя направляющая пластина; 8–заглушка профиля; 9 – опорный столб; 10 – ответный столб; 11 – фундамент.
Состав механизма откатных ворот:
- полотно ворот с противовесом (пункт 1);
- фурнитура (пункты 2-8);
- автоматика (опциональна, на схеме не указана).
Все это надо правильно закрепить на опорных конструкциях (пункты 9-11).
Полотно откатных ворот – «лицо» будущей конструкции
Его можно сделать, комбинируя разные материалы, (металлический лист или профиль, кованые элементы, дерево, композитные панели), которыми обшивается или заполняется каркас из черного металла. Хотите хорошее полотно? Не нужно спешить, создайте чертеж откатных ворот, рассчитайте размеры и перед отрезанием их перепроверяйте.
Расчет ветровой нагрузки выполняем так: площадь полотна х 40 кг + вес ворот х 0,5. Для ажурных , продуваемых ворот это не актуально.
Зачищать и грунтовать составляющие нужно перед сваркой. После сбора полотна все швы и поверхности надо снова обработать. Не жалейте грунтовки и денег на нее. В моей практике себя прекрасно показала Tikkurila Rostex. Конечно, если вы фанат ржавых пятен и потеков, этим можно пренебречь.
Изготовление полотна ворот
Мы хотим получить качественное и красивое изделие. Загибаем пальцы, что для этого нужно:
- Правильный расчет конструкции;
- Подбор материала и его точная порезка;
- Качественная сварка;
- Грамотная антикоррозийная обработка;
- Соблюдение технологии окрашивания.
Для примера – относительно простая конструкция рамки. Проем ворот 4х2 м. Материалы: основа каркаса – профильная труба 50х50; ребра жесткости – профильная труба 20х20; направляющая BASIC.
Идеально варить на сварочном столе, но в опции «сделать ворота своими руками» нет подобных излишеств. Потому выставляем по уровню направляющую, прижимаем к ней самую длинную часть рамки струбцинами и свариваем их. Варить надо в шахматном порядке с разных сторон на расстоянии 350–400 мм друг от друга. Так мы исключаем температурную деформацию направляющей и рамки. На этом этапе можно подготовить место под зубчатую рейку для автоматики, потом это будет сложней.
Нужно добиться такой картины:
Контролируем, насколько хорошо у нас получилось сварочные работы.
Когда все сойдется, вы получите настоящее удовлетворение. Чтобы не запороть проделанную работу, нужно проконтролировать отсутствие щелей между трубами, при обнаружении заварить их. Все зачистить и прогрунтовать.
Возникли сомнения или вопросы? Обращайтесь ко мне. Постараюсь помочь.
«Сердце» конструкции – фурнитура
Высота и внешний вид откатных ворот влияют на вес конструкции, а он определяет, какой комплект фурнитуры вам понадобится. Мой личный фаворит – фурнитура Rolling Center, она стоит на моих воротах уже 15 лет, и я подхожу к ней только зимой – сбросить снежок для профилактики.
Чем хорош итальянец Rolling Center? Да всем. Компания – лидер в отрасли уже 40 лет. Я был в Италии, видел ворота, поставленные 30 лет назад на эту фурнитуру, – они прекрасно работали.
А вот качество комплектов отечественных производителей часто вызывает грусть. Иногда я ремонтирую ворота, которые установили другие мастера. Фуфлофурнитура и специалисты категории «поставил и исчез» – основные проблемы зказчиков.
Если у меня получается обяснить заказчику, что Rolling Center стоит своих денег, то фурнитуру не приходится менять десятилетиями.
Направляющий профиль
С-образная форма способствует правильному качению откатных ворот по роликам. Хороший профиль – ровный, нижние полочки – на одном уровне и параллельны верхней части. Сдвижные ворота своими руками нельзя сделать качественно на кривом профиле. А если вы покупаете профиль не у официальных дилеров рекомендованных фирм, никакой гарантии, что профиль не поведет со временем, нет.
На фото: несущий профиль Rolling Center Standard GIPI 4 RG
Это как глушитель автомобиля – на заводском родном гарантированно машина проездит 8-10 лет, а на таком же, как будто, внешне, но сделанном самоделкиным — не более двух лет. Все дело в материалах, высокое качество которых могут себе позволить только крупные заводы с известным брендом.
Правильный материал для направляющей рейки – высокопрочная конструкционная сталь S275JR (FE430B). Эта марка стали не поддается деформациям, что делает ее сложнее в обработке, но благодаря этому направляющую нельзя разогнуть под расчетной нагрузкой.
Углеродистая сталь обыкновенного качества (Ст. ЗПС) – основа эконом-профиля, она гибкая, с ней легко работать. Но ворота на роликах с такой основой – неудачная идея. Профиль под постоянной нагрузкой постепенно расходится сам, особенно быстро, если производитель «зажал» пару миллиметров материала. Это приводит к «клеванию», грохоту и, в итоге, поломке откатных ворот.
Устройство откатных ворот надо разрабатывать с учетом веса рамы, а также направляющей и рейки. Зубчатая рейка нужна для автоматизации: пусть и не сразу, но если вы планируете ставить автоматику для ворот, лучше приварите рейку сразу, чтобы потом не пришлось повторно обрабатывать сварочные швы и перекрашивать полотно.
К примеру, комплект Rolling Center BASIC будет служить вам долгие годы, но только если ворота весят не более 450 кг.
В противном случае, все, что может согнуться, – согнется. Это как дядьке в теле сесть на детский велосипед и съехать с горки – на разгон крепости металла хватит, но финиш преодолевать придется на пятой точке.
На фото: зубчатая рейка для откатных ворот.
Актуальные цены смотрите на сайте поставщика, который меня не подводил ни разу.
Роликовые платформы (тележки, каретки) отвечают за плавность и тишину перемещения полотна ворот. Взаимодействуют с направляющим профилем, из-за чего слабые подшипники, кривая направляющаяя и другие косяки этих деталей дополняют и усугубляют друг друга.
Каретки Rolling Center и «слизанные» с них копии, состоят из 8 попарно расположенных подшипников.
На фото: опорная роликовая платформа Rolling Center Standard CA 4RS
2 центральные пары – чуть выше, для качения по верхней части направляющей, крайние пары расположены ниже, катятся по нижним полочкам. STEELTECH, Combi Arialdo и последователи сделаны из 5 колес, 2 пары по краям и одно по центру.
Очень требовательная деталь: установка роликовой каретки не по уровню, кривая направляющая, несоответствие размерам приводят к некорректному распределению нагрузки, плюс «накрываются» подшипники. Встречаются модели, где горе-производители комбинируют кривую сборку и дешевые запчасти. Откатные ворота на таких тележках гремят и скрипят уже прямо в день сборки, а поломки происходят еще в гарантийные сроки. Поменять по гарантии зачастую нельзя. Почему? Расскажу далее в статье.
Конечный ролик и нижний улавливатель создают дополнительную опору для откатных ворот в закрытом состоянии.
На фото: ролик конечный Rolling Center Standard 41P
Ролик в направляющей заезжает на платформу улавливателя, слегка приподнимая откатные ворота, чем снижает нагрузку на роликовые каретки и направляющую.
Экономия на материале нижнего улавливателя приводит к его разгибу.
На фото: улавливатель конечный (нижний) Rolling Center Standard 50P
Если он не выполняет функцию опоры, подшипники кареток получают большую нагрузку при закрытом состоянии ворот, От этого они выходят из строя.
Верхняя направляющая пластина ограничивает боковые нагрузки.
На фото: верхняя пластина с роликами Rolling Center Standard 4RM
Даже правильно поставленные откатные ворота норовят завалиться от ветра и в грозу, а эта деталь как раз удерживает ворота в вертикальном положении.
Верхний улавливатель служит для более надежной вертикальной фиксации ворот в закрытом состоянии.
На фото: верхний улавливатель Rolling Center Standard 50S
Заглушка профиля – деталь, которая препятствует набиванию снега внутрь направляющей. Это единственный компонент откатных ворот, который сложно установить коряво.
Видно, что частая причина поломок – ущербная идея повышать рентабельность за счет экономии на материалах.
Не ведитесь на цену сами или объясните заказчику (если вы подрядчик), что законодатели воротной фурнитуры заработали популярность благодаря стабильно высокому качеству и надёжности их продукции.
Покупка эконом-варианта перерастает в хронические ремонты откатных ворот, на которые уходит гораздо больше финансов и нервов, чем на изначальную покупку нормального комплекта. И после ремонта номер 3-5-7 все равно будут куплены нормальные комплектующие. Я видел рабочие ворота 30-летней давности. Угадайте, какую фурнитуру для них использовали?
Лень – двигатель прогресса. Пара слов об автоматике для ворот.
Наличие электроприводов, серьезно повысит комфорт использования ворот. Подробно о выборе автоматики и различных ее комплектациях я рассказываю здесь. Сразу обращаю ваше внимание, что нельзя подбирать автоматику впритык по весу ворот. Из-за снега, наледи и низких температур стоит брать привод с 50% запасом по весу. Когда меня спрашивают, какие приводы я рекомендую, отвечаю всегда: CAME. У меня такая автоматика стоит уже 15 лет. Кроме того, важно, что сервисное обслуживание этого бренда осуществляется в Украине несколькими дилерами, а значит, если что-то вдруг и выйдет из строя, перепрыгивать или открывать ворота вручную до приезда запчастей из далёкого Китая вам не придётся.
Занудные расчеты, которые помогут сделать откатные ворота своими руками правильно
Разум может сыграть злую шутку, когда дело доходит до расчетов. Будьте точны.
На фото: кадр из фильма «Игры разума»
Первое, с чем надо определиться – ширина проезда. От нее зависит общая длина рамы ворот, направляющего профиля и необходимое место для отката. Рассмотрим вариант ворот шириной до 4 м. Усредненная формула расчета общей длины ворот: ширину проезда надо умножить на коэффициент 1,5. Применив формулу к 4-метровому проезду, мы получим 6 м. А эта величина равна стандартной длине профиля.
Удобно: не нужно отрезать лишнего, что без специального оборудования – сомнительное удовольствие, или, тем более, покупать недостающее. Необходимое место для отката ворот равно их общей длине. Откат не нужно делать в сторону калитки. Это чревато возможным повреждением полотна при небрежном закрытии калитки.
Более точные формулы и некоторые чертежи откатных ворот можно найти у производителей фурнитуры.
На участке не хватает места для отката? Варианты решения:
- Если есть место для отката в сторону калитки, нужно перенести калитку в другую сторону или сделать полотно ворот с калиткой.
- Сделать ширину проезда меньше.
- Выбрать другой тип ворот, к примеру, распашные ворота, фото и схемы которых вы найдете на этом сайте.
Второй этап – определитесь с высотой и внешним видом ворот. Вот, к примеру, фото откатных ворот.
Основа основ
Правильную закладку столбов и фундамента рассмотрим ниже. Даже поверхностное описание популярных ошибок займет уйму места, а без надежного фундамента откатные ворота долго не простоят.
Фундамент – основа прочности будущей конструкции. Большинство советов интернет-мастеров о фундаменте для откатных начинается с вмуровывания швеллера: у меня ощущение, что они сидят на проценте у металлобаз. Приятная новость – швеллер бетонировать нужно, только если нельзя ровно залить фундамент, что бывает крайне редко. В массе своей, ворота способны идеально стоять на бетоне.
Не дайте мастерам одурачить себя, если делаете откатные ворота не своими руками. Не верьте на слово, а проверяйте лично, все ли выполнено правильно.
На фото: фрагмент картины «Вавилонское столпотворение» (П. Брейгель старший)
Глубина заливки должна быть не менее 0,6 м. В наших условиях этого вполне достаточно. Оставьте верхние 200 мм без арматуры, пожалейте буры. В фундаменте нужно проложить трубу, чтобы в ней провести проводку для автоматики. Даже если сейчас вы планируете открывать/закрывать ворота вручную, вам в скором времени захочется нового уровня комфорта. Некоторые горе-мастера бросают провода без защитного короба. До первой мыши или повреждения кабелей по другим причинам. В итоге, приходится снимать ворота, бурить фундамент, прокладывать новую проводку… Следите за этим.
Подробнее смотрите на схеме.
Внимание! Ноль фундамента должен совпадать с нолем проезда (плитка, ФЭМ, асфальт и т.д., если не делаются проставки под обкладку фундамента). Ноль – это уровень чистого пола в проезде.
Минимальное время для отстаивания фундамента – две недели, по строительным нормам ждать надо 28 дней. С этим фундамент справится и без вашей помощи.
Что еще надо знать.
По причинам, известным только космосу, правила противокоррозионной обработки наши дельцы часто тоже обходят стороной.
И тогда ворота выглядят так:
А если сделать по правилам, полотно откатных ворот хоть и выгорает, но выглядит вполне прилично.
Для красоты всего-то нужно – зашлифовать материал лепестковым кругом и загрунтовать весь металл. Да, не только перед покраской, а и перед сваркой, и после нее обработать поврежденные места. Все просто, жалеете грунтовку – из ворот течет «харчо».
Нужные отверстия в полотне, к примеру, для крепежа профиля заклепками, делаем до покраски. Достаем стружку и грунтуем отверстия кисточкой. Иначе вся красота будет выглядеть так:
И ради всего святого, не нужно спешить, дайте краске правильно высохнуть. На банках обычно пишут, что для этого нужно.
Если все это кажется сложным, есть места, где вам помогут с проектировкой и созданием рамы ворот.
Как ворота соберете, так они и поедут
Пока мы варили раму и выбирали фурнитуру, фундамент успел застыть и отстояться. Вышло закончить раньше – несколько дней отдыха и теоретического изучения установки. Посмотрите на досуге мои видео о правильной установке откатных ворот своими руками.
На этом этапе мы забываем о сварочном аппарате, прячем его подальше от чрезмерно усердных работников. Исключение – у вас тот самый редкий случай, когда в фундамент необходимо вмуровывать швеллер.
Помните, я рассказывал о проблемах с гарантийной заменой кареток? Эта проблема плавно вытекает из любви «истинных» мастеров всунуть в фундамент железяку и приварить к ней ролики напрямую. Особую оторопь у меня вызывают фразы о сложности и ненужности просверливания швеллера, дескать, прихватить сваркой, проверить, не подошло – чик болгаркой, нет ничего проще. О том, что швеллер – часто излишество, эти мастера самоделов скромно молчат.
Приварив каретку, вы из такой заводской прелести с антикоррозионным покрытием…
получите это:
Кроме того, что при расхождении верхних точек опоры ворот после зимы вы не сможете отрегулировать расстояние с помощью банальных прокладок, после такой установки ни один поставщик или дилер не захочет менять ролики по гарантии. Неправильный монтаж – нарушение гарантийных условий. Если у вас вмурован швеллер, приварите полочки для кареток.
Так вы сохраните гарантию и каретки от ржавчины, ведь сварка гробит антикоррозионное покрытие. К тому же конструкция со временем просядет, а регулировка болтов гораздо проще отпиливания швов и повторной сварки. Если мастер настаивает на приваривании – гоните его в шею, вы не обязаны страдать от последствий криворукости.
После закрепления роликовых платформ, строго по уровню и никак иначе, заводим ворота. На видео монтажа откатных ворот видно, как правильно поставленные ролики прямо держат раму ворот без дополнительного фиксирования. Лично я такой результат получал только с комплектами Rolling Center.
Как правильно подобрать фурнитуру, и почему вот уже много лет я работаю с производителем Rolling Center, я подробно расскажу здесь.
Ролики и направляющую не нужно смазывать, вся необходимая смазка – в подшипниках. На дополнительную смазку налипает песок, который царапает антикоррозионное покрытие.
Крепим верхнюю направляющую пластину на закладную, или непосредственно к опорному столбу. Регулировкой ширины нужно поймать момент, когда ролики направляющей не дают воротам отклоняться в бок, и создается минимальное сопротивление открытию и закрытию.
Закрепляем на конце направляющей опорный ролик. Нижний улавливатель крепим таким образом, чтобы опорный ролик, заезжая на его платформу, слегка приподнимал ворота. Так будет снята часть нагрузки с роликовых платформ при закрытых воротах. Крепим улавливатель самосверлящимися саморезами, этим оставляя возможность регулировки высоты. Ну, или можно наплевать, и сделать такое:
Видно сварку, экономию на грунтовке и самом нижнем уловителе.
Верхний уловитель крепим на одном уровне с верхней направляющей. Не забываем установить заглушку на профиль.
На этом установка изготовленных откатных ворот своими руками закончена. Самое время подобрать и установить подходящие приводы для откатных ворот. Смотрите в этом разделе.
Правила пользования откатными воротами
Не оставляйте ворота не полностью открытыми на долгое время. Безопорная конструкция обладает большой парусностью. Когда ворота зафиксированы в не закрытом положении, они виляют, как собачий хвост. От этого растут боковые нагрузки. Если планируете так делать, рассчитайте конструкцию рамы на сопротивляемость ветровой нагрузке. Иначе колебания приведут к разрушению нижнего профиля.
При установке автоматики активируйте функцию автоматического закрытия и отключите остановки в промежуточном положении. Ворота всегда закроются сами, а если надо оставить открытыми – достаточно прикрыть один из фотоэлементов.
Следуя советам, вы будете использовать ворота долго и без проблем. Пишите мне, задавайте вопросы. Единственное, цены уточняйте на сайте поставщика.