Как выбрать фурнитуру для откатных ворот
Когда детали решают все
- Комплектующие для ворот: прошлое и настоящее
- Фурнитура для ворот: от А до Я
- Что в себя включает фурнитура для откатных ворот?
- ТОП-4 критерия, которые определяют выбор фурнитуры
- Экономия должна быть экономной
- Как получить индивидуальный чертёж по своим воротам(инструкция)
Откатные ворота консольного типа – лучший вариант из тех, что вы можете себе поставить. Преимущества этих ворот я описывал здесь.
Чтобы их установить, вам понадобится свободное пространство для отката (обычно минимум 6 м), а также специальная фурнитура для откатных ворот. О ней и поговорим.
Комплектующие для ворот: прошлое и настоящее
«Каждый берет то, что выбирает, соответственно, то и получает»
Валерий Синельников
15 лет назад с фурнитурой все было ясно, как дважды два. Или ты изготавливаешь детали самостоятельно (как вариант – заказываешь на заводе), или отваливаешь целое состояние, чтобы купить фурнитуру для откатных ворот, изготовленную за границей.
Понятно, что оба варианта – не «фонтан». В первом случае потеряешь немало времени, сил, а о качестве «самиздата» и говорить нечего. А во втором – задаешься вопросом, где взять тысячу евро (да-да, вам не показалось, это была нормальная цена за набор для откатных ворот). Я окунулся в тему, пообщался со знатоками и установил ворота. С тех пор я знаю, каких поставщиков выбрать и какие тонкости следует учесть в выборе механизма для откатных ворот.
Сейчас все по-другому. Изготавливать детали вручную не имеет смысла: купить их можно куда быстрее, а иногда и дешевле. Тем более, что металл и часть деталей все равно придется приобретать – например, подшипники, а для обработки придется обратиться к проверенным токарям или на какой-нибудь завод, который за единичное изделие заломит космическую цену. В итоге самопальный вариант может обойтись дороже, чем брендовые комплекты, даже итальянские.
Фурнитура для ворот: от А до Я
«Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит»
Генри Форд
Фурнитура – это набор деталей, с помощью которых ворота открываются и закрываются. Казалось бы, мелкие нюансы, но от них зависит многое. Без качественной фурнитуры для откатных ворот (пусть ваши остальные детали хоть трижды брендовые) через год-другой придется устранять все последствия покупки дешевого барахла. В лучшем случае это закончится заменой испорченных компонентов на новые, в худшем – придется переустанавливать ворота.
Виды фурнитуры для откатных ворот
Есть всего 2 вида механизмов, которые делятся по типу ворот:
- Детали для ворот, которые двигаются по рельсе. Это наиболее простая конструкция, поскольку для нее необходимо минимальное количество пространства для отката. Для установки таких ворот в проезде прокладывается рельс, а сами ворота на роликах катаются по этому рельсу вперед-назад – будто электричка по путям.
Это достойный вариант для стран, где снег видели только на фотографии. Обильные снегопады и постоянная чистка проезда – откатные по рельсу ворота не предназначены для таких условий. Хотите купить фурнитуру для откатных ворот раз и на всю жизнь – учитывайте климатические особенности своего региона.
Схема движения откатных по рельсу ворот
- Фурнитура для ворот консольного типа может слегка отличаться между собой. К примеру, в 5-колесных каретках пятый ролик устанавливают горизонтально, что препятствует чрезмерному трению краев паза несущего профиля о каретку. В 8-колесных моделях наблюдается наиболее плавный ход – за счет 4 роликов на нижней полке несущего профиля и 4 роликов на верхней. Для такого комплекта откатных ворот используется несущий С-профиль, отличительная черта которого – дополнительные сгибы для направления движения роликов.
Схема движения откатных ворот консольного типа
Что в себя включает фурнитура для откатных ворот?
Этот комплект состоит из:
- направляющего (или несущего) профиля;
- роликовых опорных кареток;
- конечного ролика;
- улавливателя;
- верхней раздвижной пластины с роликами.
Если механизмы будут изготовлены как положено (из хорошего материала и по всем стандартам), то прослужат вам верой и правдой, как пропеллер Карлсону.
Но определить качество этих деталей можно только путем полного погружения в тему. Поэтому после мысли о покупке ворот переходим к анализу механизма откатных ворот.
На фото: комплект фурнитуры Rolling Center STANDARD.
Направляющий профиль
Сразу стоит сказать, что направляющий профиль – это самая главная деталь комплекта откатных ворот, каким бы производителем он не изготавливался. Может возникнуть вопрос: «А почему именно профиль, а не роликовые каретки, например?». Да все очень просто, ведь даже при установке самых классных роликов на плохую направляющую, тихий и плавный ход откатных ворот вы увидите только во сне. Именно направляющая несет на себе весь вес полотна ворот и принимает на себя все динамические нагрузки. Если конструкция ворот недостаточно жесткая, то все нагрузки примет на себя именно направляющая со всеми вытекающими последствиями.
Если же профиль слишком тонкий, а марка стали слишком мягкая, он просто разогнется, пусть роликовая система будет хоть качественней некуда. Даже самые крутые ролики при движении будут заедать и противно скрипеть, как кошачьи песни весенними ночами.
Направляющую в какой-то степени можно сравнить с фундаментом дома. Это основа, от которой зависит последующая «жизнь» ворот. В конце концов, ролики можно заменить часто без переделки ворот, а чтоб поменять направляющую, ворота придется переделывать заново. Таким образом, долговечность работы ворот напрямую зависит от прочного и ровного профиля. По этой причине направляющему профилю я отвожу главную роль в вопросе выбора фурнитуры для сдвижных ворот.
На фото: Направляющий профиль
Каким он должен быть? В первую очередь ровным. Чтобы определить это, не нужен какой-либо специальный измерительный инструмент. Явные огрехи видны и невооруженным глазом. Отечественные производители подтянули качество направляющего профиля, но стремиться еще есть к чему. Например, некоторые из них в погоне за низкой себестоимостью приносят в жертву толщину направляющего профиля. Соответственно, чем изделие тоньше, тем оно больше подвержено искажениям. А для откатных ворот весом в 450 кг хилая фурнитура – это крайне нежелательно. Разве можно оправдать такую экономию?
Следующий критерий при выборе толщины направляющего профиля – сталь, из которой он изготовлен. Марок стали полно: есть хорошие, а есть не очень. Естественно, чем прочнее сталь, тем долговечнее деталь. Чтобы не углубляться в химический анализ различных металлов и проводить урок материаловедения, скажу: все серьезные производители применяют для изготовления направляющего профиля конструкционную углеродистую сталь, например, марки S275JR (FE430B). Именно повышенное содержание углерода обеспечивает направляющей и прочим элементам фурнитуры для откатных ворот нужную твердость и жесткость. То есть, чем меньше углерода, тем мягче сталь. Соответственно, изделие из нее (в нашем случае направляющий профиль) будет гнуться чаще и больше.
Однако далеко не все производители применяют прочную углеродистую сталь. Почему же это происходит? Причин тому может быть несколько:
- На первом месте, конечно, стоит цена. Естественно, качественная и прочная сталь дороже. Но не каждый производитель уделяет марке особое внимание. Он думает так: «Сэкономим на марке стали, а профиль сделаем потолще». Это в корне неправильный подход. И пусть это хоть замок для откатных ворот, предназначение которого – удерживать всю установку в запертом положении. Только качественная сталь – и точка.
- Вторая причина – сложность обработки углеродистой стали. Чем тверже материал, тем труднее его деформировать и прокатывать. Делается это более мощными и длинными прокатными станами, и стоит такое оборудование не две копейки. Однако, хорошего производителя не должны пугать подобные хлопоты, ведь качество фурнитуры для откатных ворот всегда на первом месте.
Роликовые опоры (каретки)
Следующий критерий в выборе фурнитуры для откатных ворот – роликовая опора или, как ее еще называют, роликовая каретка. Именно с ней направляющий профиль образует неразлучный тандем, который можно сравнить с рельсами и колесами трамвая. Ведь, если рельс поворачивает вправо, то трамвай никак не сможет повернуть влево. То же самое происходит с профилем и кареткой: они неотделимы друг от друга, как нитка с иголкой.
Что же главное в роликовых каретках? Лично мое мнение, что особого внимания заслуживают используемые подшипники, конструктив установки подшипников и точность изготовления в целом, и постоянное качество, которое достигается на автоматических станках с ЧПУ. Совершенно точно можно утверждать, что если производителем используются дешевые материалы и кустарные технологии, о долговечности можно только мечтать.
Роликовые опоры для откатных ворот
Я уже говорил, что фурнитура для откатных ворот, произведенная в Китае, все же уступает европейским вариантам – «чистокровным» итальянцам и немцам. Вместе с тем часты случаи, когда некоторые производители-однодневки используют самые дешевые изделия, больше похожие на некий муляж детали. Но чаще всего это можно определить по цене: такие каретки стоят в несколько раз меньше, но и рабочий ресурс у них соответствующий.
Еще нужно посмотреть, с каким усилием движется головка роликовой опоры. В идеале, она должна свободно покачиваться на своей оси при малейшем толчке рукой. Если же для получения этого результата требуется больше усилий, то однозначно можно сказать, что через какое-то время ось закиснет, а сам узел станет еще менее подвижным. Не нужно быть экстрасенсом, чтобы рассказать о будущем таких ворот. Движение полотна в одну сторону будет легким и непринужденным, а в другую – тугим, сопровождающимся противным скрежетом, что в конечном итоге приведет к сильному износу элементов роликовой каретки и выходу ее из строя.
Известен и другой дефект: большой вертикальный люфт в соединении головки каретки и основания. Воротам с такой особенностью свойственны перекаты и клевки при прохождении точки равновесия. Еще один бич недобросовестных производителей фурнитуры для откатных ворот – это неровное расположение полок профиля.
Загвоздка в том, что визуально данный дефект определить практически невозможно, особенно «неопытному глазу». А вот последствия могут быть далеко не утешительными. Что же будет происходить: один ролик вообще «отдыхает» (не участвует в открывании и закрывании ворот). А второй, наоборот, работает за двоих, но изнашивается в два раза быстрее. Кроме того, увеличенная нагрузка приводит к разгибанию одной полки профиля. Вспоминаем про сталь: если она некачественная, то такой фурнитуре для распашных ворот жить осталось недолго. Чтобы этого не происходило, при выборе механизма воспользуйтесь помощью грамотного консультанта.
Выбирая фурнитуру, обратите внимание на расположение роликов на опоре по ширине. Если детали расположить дальше чем нужно даже на несколько миллиметров, то они будут опираться не на нижнюю полку профиля, а на скошенную его часть. Это приведет к запредельным осевым нагрузкам на подшипник. Вы не сосчитаете и пары месяцев, как придется покупать новый.
Еще один важный момент – зазоры между роликовой кареткой и направляющим профилем. Даже незначительное болтание приведет к тому, что полотно ворот будет «клевать» примерно на 15–20 мм. Лучше и не думать, что произойдет в ветреную погоду. Периодичные удары ворот о верхний и нижний уловители будут звучать набатом в вашем дворе.
Выбирая пластиковые ролики, обратите внимание на алюминиевую окантовку верхней пластины. Если ее нет, с полотна будет стираться краска, а в результате – развиваться коррозия.
Заметьте, эти постукивания ждут даже обладателей качественной фурнитуры для откатных ворот, ценой несколько сотен евро. Неверно рассчитав зазоры, вы загубите все преимущества купленной продукции. Совет: запаситесь набором щупов, дабы слишком большой зазор не стал для вас большим сюрпризом в будущем. Качественные изделия должны иметь люфт между роликами и направляющей не менее 0,4 мм и не более 0,6 мм.
Некоторые производители фурнитуры для откатных ворот придумали новый способ «раскрутить» свой товар: делая непривычно огромными нижние основания роликовой опоры, они заявляют, что стали у них много. Да, на первый взгляд это выглядит эффектно, но по сути – не имеет никакого значения. Лично я не знаю ни одного случая, когда данный узел разрушался, поэтому не вижу смысла отдавать дополнительные деньги за ненужную особенность.
Кстати, если вам кто-то скажет, что фурнитура на полимерных роликах – это миф или несусветная ересь, смело улыбайтесь на все 32 в ответ. Доказательство тому – линейка Rolling Center под названием Super Silent (в переводе с английского «супер тихая»). Для изготовления роликов они применяют прочный композит Mopar.
Нечто подобное применяют для изготовления лыжных палок, элементов подвесок и кузовных панелей в автоспорте, отдельных деталей часов дорогих брендов HUBLOT, IWC, TAG Heuer. Так что успокойте отставших от жизни скептиков: современные технологии изготовления композитов и полимеров позволяют сделать любые детали легче и прочнее.
На фото: Когда у роликовых опор чересчур огромное количество стали на основании
ТОП-4 критерия, которые определяют выбор фурнитуры
На самом деле, все механизмы для откатных ворот существенно разнятся между собой. Но независимо от того, какую фурнитуру вы хотите купить, учитывайте следующие ее характеристики:
- ширину проезда. Стандартная ширина, к примеру, проезда ворот для дачи или частного дома – 4 м. В таком случае подойдет набор для откатных ворот BASIC. Для ворот от 6 до 8 м рекомендуется комплект STANDARD;
- вес установки. Здесь работает такая же закономерность, как и с шириной проезда: чем больше вес конструкции, тем крепче нужен комплект. Так, для ворот до 1200 кг подходит комплект фурнитуры для ворот MAGNUM, до 2200 кг – MAGNUM PLUS;
- ветровую нагрузку. Чтобы выдержать ее во время открытия (когда ворота сойдут с уловителей), столбы проема должны быть устойчивыми и надежными, а направляющие ролики – мощными;
- производителя. Поддерживать отечественного производителя – дело благое, но не в случае с фурнитурой для откатных ворот. Проблема украинской фурнитуры – в отсутствии реальных гарантий. Ее никто не испытывал, а значит, не сертифицировал. У такой продукции нет данных для проектирования. Максимально допустимые нагрузки, эпюры напряжения и т.д. – все эти показатели взяты «с потолка».
В целом, любой механизм для откатных ворот может быть хорошим. Для этого он должен быть произведен на высокоточном оборудовании из надежных материалов. Я уверен в качестве фурнитуры Rolling Center, Combi Arialdo, Fratelli Comunello. С этими производителями я работаю не первый и даже не пятый год. Они не могут выпустить продукцию без предварительного проектирования, сертификации и контроля качества. Прежде чем попасть в каталоги интернет-магазинов или на полки обычных витрин, эти товары проходят долгий путь тестирования.
А теперь посчитайте сами: стоимость материалов для комплекта до 450 кг составляет 70 евро. Прибавьте к этой сумме затраты на механообработку, логистику, другие технологические процессы, налоги – как самоделкины могут продавать готовый комплект за 1500 грн? Но при первом знакомстве с такой горе-фурнитурой все станет ясно. Достаточно бегло окинуть ее взглядом – и вы побежите за брендовой итальянской фурнитурой для откатных ворот.
Некоторые псевдоэксперты утверждают, что 95% рынка находятся в руках отечественных брендов Expert и Welser. В реальной жизни это два посредственных производителя made in China никогда не достигнут такой популярности. То, из чего они изготавливают свою продукцию даже стыдно вслух произнести. Не хочу, не буду – и не уговаривайте! Лучше подробно рассмотрим надежные комплекты для ваших ворот.
Сравнительная таблица комплектующих для откатных ворот:
Комплектация
Критерий |
BASIC | STANDARD | MAGNUM | MAGNUM PLUS |
ширина, м | до 6 | до 8 | до 16 | до 18 |
вес, кг | до 450 | до 600 | до 1200 | до 2200 |
комплектация | – нижний направляющий профиль 6000 мм;
– роликовая платформа с 8 роликами, 2 шт.; – ролик конечный, 1шт.; – улавливатель нижний, 1 шт.; – верхняя направляющая, 1шт.; – верхний улавливатель. |
– нижний направляющий профиль 6000 мм;
– роликовая платформа с 8 роликами, 2 шт.; – ролик конечный, 1шт.; – нижний улавливатель, 1 шт.; – верхняя направляющая, 1шт – верхний улавливатель. |
– нижний направляющий профиль 6000 мм;
– роликовая платформа с 8 роликами, 2 шт.; – ролик конечный, 1шт.; – улавливатель нижний, 1 шт.; – верхняя направляющая, 1шт.; – верхний улавливатель. |
– нижний направляющий профиль 6000 мм;
– роликовая платформа с 8 роликами, 2 шт.; – ролик конечный, 1шт.; – улавливатель нижний, 1 шт; – верхняя направляющая, 1шт.;; – верхний улавливатель. |
цена | 6700 грн | 11700 грн | 28000 грн | по запросу |
Экономия должна быть экономной
«Остерегайтесь и мелких напрасных расходов, ибо маленькая течь может потопить большой корабль.»
Бенджамин Франклин
Пару лет назад мой двоюродный брат решил установить ворота. Будучи ограниченным в средствах, он выбрал фурнитуру откатных ворот не итальянскую, а китайскую. Побывав у него в гостях, я увидел только страшную раму, из-под которой то и дело текли ржавые подтеки. И конечно звук: привычный «совковому» уху жуткий скрип и скрежет.
Эта ситуация с двоюородным братом напомнила мне так называемую эконом-версию Формулы-1. На первый взгляд все очень даже похоже: и трасса есть, и автомобили вроде бы катятся по этой дорожке. Но что-то здесь не то. Причем не мелкая соринка в моему профессиональном глазу, а целый булыжник.
Качество фурнитуры крайне важно для будущей конструкции. Но прямые руки и умение ими что-то делать – главное ваше умение. Вот купили вы отличную продукцию, но так приварили железо, что через 5 лет на фоне ваших ворот даже Лада Калина будет такой же потрясающей, как Audi Q3.
И еще один насущный вопрос – как отличить бренд от подделки? Лучший способ – запросить у поставщика сертификаты или другие документы, подтверждающие легальность поставки фурнитуры. Дополнительный способ – клеймо на самой продукции. Например, на фурнитуре Rolling Center выбиты 3 слова: «Rolling Center, Italy». Если товар маркирован, можно смело покупать и ставить ворота.
Про скупого, который платит дважды, слышали, наверняка, все. Но из года в год я слышу жалобы тех, кто не умеет обходить опасные грабли. Люди продолжают экономить какую-то тысячу-две, при этом радуясь словно дети подарку без повода.
Если для вас установить ворота своими руками это как конструктор собрать, тогда пожалуйста. Покупайте фурнитуру для откатных ворот у псевд-экспертов и вперед. Мои же клиенты привыкли экономить время и считать деньги.
Но я не ставлю все на классную фурнитуру для откатных ворот. Это не гарантия того, что ваши ворота прослужат десятилетия, прежде чем потребуется вмешательство мастера. Если ворота изначально вышли кривыми, скрипучими и чуть ли «сыпятся» на глазах – гарантирую, вас обслуживали криворукие монтажники. И никакая брендовая итальянская фурнитура тут не поможет.
Поэтому я придерживаюсь простой, но действенной формулы в установке ворот:
Шаг 1. Полное погружение «в тему».
Шаг 2. Покупка качественных ворот.
Шаг 3. Выбор надежной фурнитуры для откатных ворот.
Шаг 4. Установка ворот самостоятельно или найм ответственных мастеров (с поэтапным контролем).
Шаг 5. Организация и проведение скромного празднования в честь новеньких ворот (обмываем обновку).
Как получить индивидуальный чертеж по своим воротам (инструкция)
Весь процесс подбора фурнитуры откатных ворот упростит чертеж. С полной схемой установки вы определите недостатки своего плана и сможете вовремя исправить их. Вы же не хотите столкнуться с последствиями неверных расчетов, правда?
Так выглядит чертеж для откатных ворот
Что для этого нужно:
- Сделайте заказ, укажите размеры предполагаемых деталей – проема (ширину, высоту), сечения профильных труб, и получите схему установки ваших ворот абсолютно бесплатно!
- Если вы уже купили фурнитуру для откатных ворот в другом магазине, но хотите получить индивидуальный чертеж – пожалуйста. Но такая услуга платная. Она обойдется вам в 400 грн.
Все в ваших руках. Не знаете чего-то или не уверены в своих силах – обратитесь к специалисту. Можете прямо ко мне. Я подскажу, какую фурнитуру выбрать и как не стать жертвой «самиздата».