Выбор шлагбаума – не так просто, как кажется
- Виды шлагбаумов
- Подбираем длину стрелы
- Учитываем интенсивность использования
- Оцениваем способы управления открытием
- Выбираем тип привода
- Какая марка шлагбаума лучше?
Шлагбаум – устройство для контроля проезда машин. Он не скрывает территорию от взора любопытных прохожих, как ворота, физически почти не мешает проходу, однако уверенно отсекает поток прытких водителей. В большинстве случаев на парковках, других территориях с ограниченным доступом автоматический шлагбаум является единственным решением для контроля трафика.
Смонтировать шлагбаум своими руками – это не час времени даже при знании дела. Лучше вручить набор специалистам, указать место установки и заняться контролем, чтоб не мучиться и не переделывать.
Можно подумать, что автоматический шлагбаум – просто недорогая замена ворот там, где они особо не нужны. Не только. Есть у него преимущества по скорости работы и выносливости. Открывается шлагбаум секунд 5 или быстрее, а с воротами нужно ждать от 15 секунд до полминуты. То же и с закрытием – особо юрким войти или въехать в закрывающиеся ворота куда проще.
Есть модели с почти мгновенным открытием, но они и стоят соответственно, можно сказать, такое устройство шлагбаума для небольшого жилого комплекса или дачного кооператива нецелесообразно. Если открывать проезд нужно не только быстро, а и часто – тут тоже выигрывает шлагбаум. Сотня открытий подряд в час – легко, а от ворот не добиться более 30.
Шлагбаум должно что-то поднимать и опускать – значит, нужен привод. Причем автоматический, чтобы работал и от дистанционного пульта, вручную и по датчикам – например, для закрытия сразу за пропущенной машиной, для избегания заезда еще одного автомобиля. Выбор автоматического шлагбаума и других необходимых компонентов для организации контроля движения – та еще история, со своими подводными камнями, об этом напишу подробно ниже.
Установка довольно простая, у профи она отлажена до автоматизма, но подкованному новичку тоже легко будет обучиться.
Виды шлагбаумов: какие существуют варианты?
Под этим словом большинство понимает конструкцию с неподвижной стойкой и стрелой, которая поднимается вверх. Это один из видов – подъемный шлагбаум. Есть еще несколько видов.
Есть вариант, когда стрела (вернее назвать ее балкой) отъезжает в сторону – откатной шлагбаум.
Что еще можно отнести к шлагбаумам? Различные парковочные индивидуальные барьеры. Если не все ими пользовались, то все их видели. Небольшая конструкция по нажатию кнопки пульта ложится на проезжую часть, и перед вашей машиной открывается «зеленый коридор». Итальянцы из фирмы CAME (качественная марка, о которой подробно ниже) запатентовали и производят еще один вид шлагбаума – цепной барьер. Интересная и красивая штука: между невысокими колоннами крепится цепь. В одной из колонн установлен привод и блок управления. Заграждение опускается пультом или датчиками.
Подбираем длину стрелы
При выборе автоматического шлагбаума нужно знать ширину проезда, а исходя из нее – просчитать длину стрелы. Стрелы по метрам или на развес не продаются, это цельное изделие определенной длины, которое при необходимости можно укоротить, отпилив кусок. Учесть необходимо геометрию проезда, необходимость пешеходного прохода, другие габариты.
Учитываем интенсивность использования
Выше я сказал о срабатываниях в течение часа, но классифицируются шлагбаумы по циклам в сутки. Больше или меньше – не есть лучше или хуже, просто выбираете, сколько вам нужно. Условно выделяют три типа:
- до 200 циклов;
- до 5400 циклов;
- до 12000 открытий-закрытий в сутки.
Для частного хозяйства или въезда на территорию жилтоварищества многоквартирного дома выносливые и дорогие автоматические шлагбаумы будут хорошей инвестицией и в течение многих лет не потребуют замены. Нескольких тысяч циклов вполне хватит. Эта же категория – для крупных стоянок, автобаз и других объектов с постоянной работой въезда. Ну а если вы решили оснастить шлагбаумом, скажем, аэропорт, понадобится самый выносливый и безотказный с показателем интенсивности 100%.
Оцениваем способы управления открытием
Шлагбаум должен удобно открываться и закрываться. Реализовать это можно по-разному. Самое очевидное – это пульт радиоуправления или дежурный с кнопкой. Возможно оборудование системой проезда с помощью магнитной карты.
Шлагбаумы бывают разные
Автоматические средства – фотоэлементы, индукционная петля, видеокамера. Фотоэлементы располагаются на отдельных стойках, это нужно учесть при расчете габаритов всего шлагбаумного «хозяйства». Вообще, фотоэлементы строго обязательны с точки зрения безопасности, с ними стрела не опустится на проезжающую машину.
Индукционная петля – магнитный датчик под асфальтом в зоне стрелы. Детектирует проезд машины. Машина проехала – шлагбаум закрылся, «хвосты» не пускаем. Кроме того, индукционная петля реагирует только на автомобили и любителям халявы не удастся пропустить вереницу машин, перекрыв рукой фотоэлементы.
Самый интеллектуальный способ – видеокамера с определителем номеров. Посторонний не проедет, и пульта не надо, вот только номера бывают разные, а также чистые или грязные. Для статистики — отличная система. Для контроля доступа — ненадежная , и стоит 2000-3000 евро.
Выбираем тип привода
Всего их два – гидравлический и электромеханический. Вроде бы плюс, что гидравлика более износостойкая, гидропривод и пружина не испытывают такого трения и нагрева, как электрический движок. Но пользоваться нормально ею можно только летом. Разные составы рабочей жидкости по-разному реагируют на холод, но при сильных морозах масло густеет. Потому и не распространена гидравлика на нашем рынке. Также часто слышу нарекания на гидравлику и в жаркое время года – по причине изменения свойств гидравлического масла под воздействием температуры.
С электромеханическими таких проблем нет, если, конечно, при покупке вы проверили температурные требования. Если указано -20 °С, а на улице случится -30 °С (что редко, но бывает у нас), рискуете остаться с нерабочим шлагбаумом. Основная проблема электродвигателей – перегрев, но если вы не соблазнитесь купить дешевенького «китайца» и не поставите слабенький шлагбаум на слишком интенсивную полосу пропускания, самостоятельно поднимать стрелу шлагбаума с довольно глупым видом вам не придется. На рынке есть «итальянцы» CAME, NICE, многочисленные китайские выходцы, «россияне» Doorhan, AN Motors, GANT..
Какая марка шлагбаума лучше?
Выше я писал о своем выборе – предпочитаю итальянского производителя CAME. Почему так сложилось и почему по факту их модели самые ходовые в стране? Дело в комбинации всех нужных характеристик при сохранении адекватных цен. С другими производителями – хотя бы по одному параметру, но мимо цели.
Итак, шлагбаум может быть оснащен неплохим приводом. Но он стоит на открытом воздухе, с влажностью и осадками, гниет в корпусе без оцинковки, выходя из строя года через три. Особенно актуален такой прогноз для изделий китайского производства. К таковым относится и вроде бы итальянский продукт NICE – часть производства компании находится в Китае. Да и с европейским NICE не гладко – его модели корпус имеют нормальный, остальные характеристики тоже на уровне, а вот рабочие циклы сокращены.
Следите за работоспособностью шлагбаума, иначе кто-кто может психануть
В детали вдаваться не имеет смысла, поскольку обычно в параметрах производитель отражает свой технологический уровень. Обычно производители не рискуют указывать интенсивность эксплуатации более, чем реальная, поскольку очень часто заказчик эксплуатирует шлагбаум на пределе заявленных характеристик.
Коль уж скоро я поставил задачу посоветовать хороший автоматический шлагбаум – опишу конкретные, наиболее ходовые в продаже и симпатичные по характеристикам модели. Профи делят модельный ряд CAME на «классические» и «новые». Ясно, что он со временем обновляется, но проверенные годами варианты хуже от этого не делаются.
Классические модели CAME Gard G3250, со стрелой 4 м и G6500 на 6 м надежны и неприхотливы, все как надо. Оптимальны для больших парковок на вокзалах, в аэропортах и т.д. Скорость открытия регулируется от 4 до 8 сек. Привод притормаживает перед конечными положениями, экономя механический ресурс редуктора. Механика и другие части – из добротных материалов. Корпус оцинкован и покрыт порошковой краской. Стрела алюминиевая, может быть круглой или овальной с LED-подсветкой. Раньше красили в черный и оранжевый, теперь поменяли окраску под цвет украинского флага.
Новое поколение: G4040 – длина стрелы до 4 м и G2080 – 8 м. Не менее надежные шлагбаумы с интересным дизайном. Ходовой серый цвет, светодиодная подсветка выгодно выделяют их на фоне конкурентов. Технически отличаются от классических моделей, обладают интеллектуальной системой управления приводом. Надежность и неприхотливость также на высочайшем уровне. Рассчитаны на интенсивное использование.
Технику CAME я беру у этого поставщика. Давно сработались, там же можно получить подробные консультации, эти ребята постоянно в курсе новинок и досконально знают механику.
Нужна консультация по установке? Звоните мастеру.